Сегодня в мире почти не осталось, очевидно, человека, который не слышал бы о смутах и бедах, причиняемых ваххабитами. Однако ещё не все способны их различать от обычных мусульман. Некоторые даже думают, что они (ваххабиты) стремятся к очищению Ислама.
Люди часто спрашивают, кто такие ваххабиты, и в чем разница между ними и ахлу Сунна (мусульманами, придерживающимися Пути Пророка, его сподвижников и истинных имамов).
«Ваххабизм», основателем которого является Мухаммед ибн Абдуль-Ваххаб, живший в области Неджд в 12 веке по хиджре.
Что же такое ваххабизм и кто такие ваххабиты? Ученые - богословы дали определение этому течению, назвав его «Ад-дават-уд-дамавия», что можно перевести как «кровавый призыв». Причиной такого определения послужили исторические факты, свидетельствующие о крайнем радикализме приверженцев ваххабизма, готовых из любого спора разжечь вооруженный конфликт. Вся история ваххабизма — это беспрерывный кровавый шлейф. Его основатель Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (1691-1786 гг.) прожил около ста лет, достаточных для того, чтобы довести дело раскола исламского мира до своего логического завершения.
«Непослушный сын своего отца», - как говорили о нем современники. Ибн Абдуль-Ваххаб с юности изучал религию. Его отец и брат были видными учеными-религиоведами того времени. Замечая неблаговидные поступки ибн Абдуль-Ваххаба, они, как и его учителя, осуждали его идеи и искажение им основ Ислама, предупреждали людей о его заблуждении в толковании Корана.
Основу мировоззрения ибн Абдуль-Ваххаба составлял возврат к «истинной вере», якобы полностью утраченной к этому времени. Он подвергал критике посещение могил пророков, святых людей.
Благодаря своему красноречию ибн Абдуль-Ваххаб вскоре приобрел сторонников, как правило, людей далёких от понимания истинной сути Ислама. Ему удалось внушить, что именно они, его последователи, якобы борющиеся вместе с ним за чистоту веры, и есть мусульмане, а все остальные - вероотступники. Именно красноречие помогло ибн Абдуль-Ваххабу отвлечь людей от главного недостатка своей идеологии — противоречия между своими убеждениями и тем источником (Кораном), на котором якобы они основывались. Именно ибн Абдуль-Ваххаб стал первым ярким примером того, к чему приводит вольное, а не научное толкование Священного Корана.
Ваххабиты - это люди, искажающие истинный смысл Корана и хадисов, переводя и толкуя их по своему усмотрению. Они часто неверно цитируют Коран и хадисы, изымая слова из контекста или предают забвению те или иные аяты Корана и хадисы, которые явно опровергают их утверждения, или же не признают эти хадисы, называя их «слабыми». Ваххабиты это те, кто идут по пути уничтожения Ислама изнутри, искажая истинный смысл Корана и хадисов.
Представляя Коран и хадисы в искаженном виде, они утверждают, что у Аллаха есть органы (части тела); что Он находится над Аршем, на небесах; что просить Посланника Аллаха о заступничестве есть неверие и многобожие, что запрещено
Также они утверждают, что умышленно пропущенные намазы возмещать не нужно. Запрещают делать ду’а, просить у Аллаха прощения грехов умерших, называя это также нововведением. Они отрицают необходимость следования мазхабам, говоря, что имамы этих мазхабов такие же простые люди, как и мы, и что нам самим можно вынести решения непосредственно из Корана и Сунны по своему усмотрению. Они утверждают, что Коран они (ваххабиты) понимают лучше и глубже, нежели асхабы (сподвижники пророка), поскольку в то время не было исламских институтов, а сейчас есть.
Также они утверждают, что каждый по своему усмотрению и исходя из собственного мнения может толковать Коран и хадисы, и принимать решение и что не нужно следовать за имамами. Запрещают читать ду’а «Аль-Кунут» (Махдииа) при совершении утреннего намаза. Обвиняют в неверии последователей суфизма и не признают убеждения имама Аш’ари.
Во время намаза, читая молитву «Аттахийяту», до конца чтения шевелят указательным пальцем, постукивая по бедру. Стоя в намазе, ноги расставляют чуть ли не на метр и наступают на ноги рядом стоящих, утверждая, что ряды молящихся должны быть плотными. Утверждают, что намаз совершать лучше без тюбетейки и вообще без головного убора. Называют многобожием, если кто-то просит баракат (благодать) и помощь у Аллаха ради его приближенных, таких как духовные наставники, авлия, пророки. Запрещают вставать и оказывать почтение уважаемым людям или старшим. Человек, совершивший большой грех, по их мнению, сразу же становится кафиром, а его брак с супругой считается недействительным. Осуждают частое поминание Всевышнего, т.е. зикру, говоря, что от этого люди с ума сходят. Запрещают вообще выходить в путь для посещения зияратов и могил. Не признают существование святых людей. Запрещают поднимать руки при чтении суры. Запрещают читать салават (восхваление). Запрещают надевать брюки со штанинами ниже щиколоток. Запрещают после намаза громко читать азкары (специальные молитвы, читаемые после намаза). Утверждают, что любить Пророка необязательно и что слова «любить Пророка» означают только лишь следование ему. Запрещают совершать обеденный намаз после пятничного намаза, говоря, что это получается как шестой фарз. Утверждают, что они на истинном пути, поскольку их меньшинство, а остальные мусульмане якобы на ложном пути, ибо их большинство. Утверждают, что тарикат тянет Ислам назад. Утверждают, что родители Пророка это обитатели Ада. Все хадисы Пророка, которые опровергают их мысли и убеждения, они называют слабыми и недостоверными и не признают их.
Из-за их деятельности у людей всего мира складывается мнение об Исламе как об экстремисткой, жестокой, агрессивной и дикой религии. Они, ведя людей к нововведениям и заблуждениям, утверждают, что призывают к очищению Ислама, основываясь на Коране и хадисах. Прикрываясь именем Ислама и лозунгами джихада, они изнутри разрушают Ислам.
В действующем законодательстве РФ предусмотрена ответственность за осуществление экстремистской деятельности.
Вместе с тем, в настоящее время на оперативном учете по линии религиозного экстремизма состоят 29 человек, из которых по подозрению в приверженности к радикальному исламу 12 человек, 12 человек религиозной группы «Таблиг» и 5 человек ранее осужденные за подрыв газопровода в 1999 году освободившиеся в конце декабря 2011 года.
КоАП РФ предусматривает ответственность по ст. 5.26 за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до восьмисот рублей.
По ст. 20.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Также лица могут быть привлечены к уголовной ответственности:
- по ст.280 УК РФ за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
- по ст. 282 УК РФ за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе;
- по ст.282.1 УК РФ за создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности, также за участие в экстремистском обществе.
Грозы, усиления ветра до 15-20 м/с, возможен град местами на территории Республики Татарстан и в городе Казани вечером 30 июня, ночью и днем 1 июля 2025 года.