На базе МБОУ «Мамаширская средняя школа» Кукморского муниципального района Республики Татарстан в рамках реализации национального проекта «Молодежь и дети» проводятся различные мероприятия. проведен
Одним из таких мероприятий классный час по теме «Выбор профессии — дело серьезное» с обучающимися 8-11 классов. Задачи мероприятия стали:
1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;
2) Помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;
3) Формировать правильную оценку мотивов выбора профессии;
4) Развивать коммуникативные умения учащихся.
В организационном моменте выступила заместитель директора по воспитательной работе Шакирова Ф.Н. Она рассказала, что в настоящее время в мире насчитывается свыше 40 тысяч профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий — 8-10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Огромное многообразие мира профессий-следствие того, что один человек не в состоянии делать всё нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определённые знания и навыки. Так появились профессии.
Выбор профессии — дело ответственное и серьезное. Что же нужно учесть школьнику при выборе будущей профессии? Каковы причины, побуждающие подростка выбрать ту или иную профессию? Учащиеся высказали свое мнение по этим вопросам. Также было предложено индивидуальное задание, в рамках которого они искали ответ на вопрос «Какими мотивами руководствуется человек, выбирая профессию?»
Работая в группе, учащиеся обсуждали мотивы выбора профессии и распределили их с точки зрения личной значимости. Учащиеся предложили свой рейтинг мотивов и аргументировали его. Учениками были названы следующие мотивы: интерес к содержанию профессии, престиж профессии, высокая заработная плата, доступность обучения, физическое здоровье, личные способности, востребованность на рынке труда, мнение родителей, семьи, мнение сверстников.
В следующем этапе провели практическую работу по выявлению своих интересов и склонностей. Учащиеся начертили «Лист ответов»
В следующем этапе провели тренинг «Рука судьбы» Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках написали названия профессий, которые им интересны. Сложили эти листочки в мешочек и перемешали, затем по очереди не глядя брали из мешочка. На основе этого тренинга был сделан итог о том, что выбор профессии не должен быть случайным.
Заключительным словом выступил директор школы Насибуллин Ринат Раянович.: «Русская пословица гласит: „Всяк кузнец своего счастья“. Выбирая будущую профессию, вы, конечно, оцениваете свой характер, интересы и способности. Но это только первый шаг на пути выбора профессии. Следующий шаг-самосовершенствование. Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников,
как отсутствие навыков трудовой жизни и построение взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Поэтому необходимо формировать у себя коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. Есть в русском языке хорошее выражение — „найти себя“. Как вы его понимаете?»
Дети дали следующие ответы:
— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
— Найти применение своим талантам.
Найти себя — значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя — это длительный процесс, и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам найти себя в этом мире. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет»