В рамках реализации национального проекта «Образование» в МБОУ «СОШ с.Средний Кумор» функционирует центр образования естественно-научной направленности «Точка Роста».
Согласно плану работы Управления образования Исполнительного комитета района и с целью повышения эффективности подготовки к государственной итоговой аттестации-2025 23 декабря 2024 года на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Средний Кумор» были проведены районные семинары для учителей физики и информатики и учителей биологии и химии Кукморского муниципального района.
Семинар для учителей физики и информатики был проведен на тему «Образовательное пространство, которое мы создаем: время новых возможностей». В рамках семинара был проведен урок-исследование по физике в 8 классе на тему "Электризация тел индукцией и при соприкосновении", мастер-класс «Использование оборудования «Точки Роста» на уроках физики».
На уроке были использованы оборудования центра «Точки Роста»: электрофорная машина для создания электрического заряда, султаны, показывающие наэлектризованность тел и взаимодействие разноименных зарядов. Также был использован электроскоп, стеклянные палочки с шелковым лоскутом, эбонитовые палочки с шерстяным лоскутом. Обучающиеся проводили исследование, закрепили первичные знания и сделали выводы о достоверности изученного материала. Дети были заинтересованы на уроке своей исследовательской деятельностью.
На мастер- классе учителя физики и информатики ознакомились с цифровой лабораторией по физике, какое оборудование можно использовать на уроках, по каким разделам и темам, а также ознакомились с наборами для государственного итоговой аттестации (основной государственный экзамен) и набором оборудования для демонстрационных опытов по физике, изучили комплектность набора и их работу.
Семинар для учителей биологии и химии был проведен на тему «Практические подходы к формированию функциональной грамотности на уроках предметов естественнонаучного цикла». В рамках семинара был проведен урок биологии в 5 классе на тему «Клетка- наименьшая единица живого, мастер- класс «Использование оборудования «Точки Роста» на уроках биологии».
На уроке обучающиеся повторили строение микроскопа, его детали и правила работы с ним, ознакомились со строением клетки, изучили его части, их функции, провели лабораторную работу по рассматриванию клеток кожицы чешуи лука. Для этого, было использовано оборудование центра «Точки Роста»- цифровые микроскопы, ноутбуки, готовые микропрепараты. Ученики увидели клетки кожицы лука на микроскопе и на экране ноутбука, смогли различить органоиды клетки и зарисовать их в тетради. Для поддержания, сохранения интереса на уроке была использованы медиа- аппаратура, функциональные раздаточные материалы (карточки). Ученики осуществляли активную творческую и познавательную деятельность при выполнении творческого проекта, модели клетки. Таким образом, использование на уроке биологии различного вида текстовых заданий способствовало развитию функциональной грамотности.
На мастер-классе были использованы цифровые лаборатории по физиологии, нейротехнологии. Для этого было использованы ноутбуки с установленной программой Z.LABS, мультидатчик цифровой лаборатории «Физиология», датчик освещенности, кистевой силы, температуры тела. Учителя проводили исследования своего организма, наблюдали изменения и делали выводы, а также сравнили свои возможности.
Для исследования своего организма мы использовали ноутбук с установленной программой Z.LABZ, центральный модуль цифровой лаборатории «Нейротехнология», сенсор пульса (фотоплетизмограммы), сенсор дыхания (механических колебаний грудной клетки). Преподаватели убедились, что пульс в состоянии покоя несколько ниже, чем после нагрузки. Это связано с тем, что при активном движении потребность всех органов в кислороде резко возрастает. Во время физической нагрузки идёт влияние на внутренние системы человека, например, на обмен веществ, нервную систему и работу внутренних органов, в том числе на сердце, и соответственно, и на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Учителя исследовали механизм дыхания, который имеет рефлекторный характер. Ритмические дыхательные движения осуществляются путем смены вдоха и выдоха. Выделяют несколько типов дыхания: грудное (происходит за счет сокращения межреберных мышц), брюшное (выполняется за счет диафрагмы), смешанное ( происходит за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы),. Грудной тип дыхания более присущ женщинам, а брюшной- мужчинам.
Учителя ознакомились с цифровой лабораторией по экологии, для этого был использован ноутбук с установленной программой Z.LABS, мультидатчик цифровой лаборатории «Биология», датчик рН, соки (апельсин, яблоко, манго, кока- кола), стаканы с дистиллированной водой. Исследователи лично убедились в показателях рН различных соков и для себя сделали выводы. Кислотность или щелочность фрукта определяется концентрацией ионов водорода в его соке. При употреблении различных пищевых продуктов важно учитывать их степень кислотно-щелочного влияния на органы пищеварения (желудочно- кишечного тракта). Чрезмерное употребление «агрессивных» продуктов с низкими (рН менее 4) или высокими (рН более 10) значениями может привести к развитию заболеваний органов пищеварения, в том числе гастриту и язве желудка. Поэтому следует знать о продуктах, которые мы используем в пищу.
Учителями был проведен и эксперимент по изучению мутности воды, взятых с различной территорией поселения. Для этого был использован ноутбук, стаканы химические 25 мл., датчик мутности растворов, образцы воды (водопроводная, талая вода, дистиллированная вода). Экспериментаторы убедились, что есть разница в показателях и сделали выводы. Мутность воды – показатель, характеризующий уменьшение прозрачности воды в связи с наличием неорганических и органических веществ и планктонных организмов.
Внедрение этого оборудования позволяет качественно изменить процесс обучения. Появляется возможность количественных наблюдений и опытов для получения достоверной информации о биологических процессах и объектах.
Новое оборудование центра «Точка роста» позволяет реализовывать не только общеобразовательные программы по предметам «Физика», «Химия», «Биология» с обновленным содержанием и материально-технической базой, но и программы дополнительного образования, проектную и внеурочную деятельность. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что на наш взгляд, способствует повышению мотивации обучения школьников. Это открывает новые возможности в урочной и внеурочной, внеклассной деятельности и является неотъемлемым условием формирования высокотехнологичной среды школы, без которой сложно представить не только профильное обучение, но и современный образовательный процесс в целом. Разрастается поле взаимодействия ученика и учителя, которое распространяется за стены школы в реальный и виртуальный социум. Использование учебного оборудования становится средством обеспечения этого взаимодействия, тем более в условиях обучения предмету на углублённом уровне, предполагаемом профилизацией обучения.
Следует отметить, что оборудование позволит на занятиях по внеурочной деятельности и дополнительному образованию учащимся приобрести практические умения и навыки работы на ноутбуке. Каждое из направлений не только помогает развить определенные навыки, вырабатывает самостоятельность в принятии решений, но и учит самоконтролю, помогает лучше ориентироваться в современном информационном пространстве. Занятия объединений будут стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, формированию творческой личности, привитию навыков коллективного труда, а также развития интереса к технике, конструированию, которые нацелены на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, тягу к исследовательской и проектной деятельности, у школьников развиваются организаторские, коммуникативные и лидерские способности.